Китайская живопись У-СИН

Пять мазков — пять перевоплощений тебя

Чтобы понять суть китайской живописи У-Син важно знать то, на чем она основывалась и развивалась.

Китайская живопись У-Син является продолжением традиций китайской живописи, пустившей корни в России. Она соединяет в себе философию Дао, философию и технику китайской каллиграфии и живописи, но, как выросшая на новой земле, не ограничивает человека жесткими рамками традиции. Китайская живопись У-Син относится к правополушарной живописи, раскрывая подсознание человека для него самого через движения и раскрытия нового подхода к творчеству.

Само понятие «у-син» зародилось в Древнем Китае, по некоторым данным более сорока веков назад. У-Син в ее современной интерпретации это особая философия, уходящая своими истоками к неоконфуцианству и Дао.

Китайская живопись У-Син, крабик

«У-Син» было переведено с китайского на русский как «пять элементов» или «пять фаз», но на самом деле это не точный перевод. «У Син» в действительности является сокращением от «У чжун лю син чжи ци», что означает «пять типов ци, доминирующих в разное время». Система У-Син является воплощением одной из мер нашего мира, которая возводит все многообразие выражения энергии ци к пяти состояниям, то есть к пяти видам ее трансформации.

Для китайской философии, которая гармонично вплела в себя буддизм, понятие первосубстанции ци является основополагающим. Это та самая жизненная сила, которая наполняет каждый атом Вселенной, она же является и его родителем. Для китайцев дух и материя не является чем-то отдельным друг от друга. Материя для них является одной из форм духа, и не ставится ниже или выше. По сути есть только ци, которая сгущаясь образует объекты, а разряжаясь создает пустоту. Ци можно представить себе в виде воздуха или, говоря метафизично, эфиром. Она есть повсюду, так как является первоматерией. Именно поэтому в вакууме, по современным исследованиям, возникает вещество как бы из ниоткуда. Можно сказать, что ци — это сила быть. Потеря человеком этой силы приводит к угасанию через болезни и смерти. На этом, например, построена философия Фен-Шуй, которая утверждает, что когда человек научится жить в гармонии с ци, с ее Вселенским ритмом, он будет вместилищем любых богатств, в том числе и глубокого долголетия.

Философия У-Син перекликается с сакральными текстами средневековой Европы, в которых числу пять придается очень важное значение. Не случайно у человека пять пальцев, а сам он, стоя и расправив конечности, похож на пятиконечную звезду. Число пять, поэтому, в западной философии символизирует совершенного человека.

Философия У-Син говорит о том, что Великий Предел, или изначальная материя, в начале разделился на две части – Инь и Ян, которые в свою очередь породили пять стихий – Дерево, Огонь, Металл, Землю и Воду. Не надо их в своем сознании объединять с современным понятием четырех греческих стихий, которые легли в основу западной астрологии. В философии У-Син пять стихий являются пятью движениями ци, перетекают друг в друга, влияют друг на друга, и этим творят весь обозримый человеком мир. Поэтому будем верно называть их пятью движениями.

Именно потому китайская живопись У-Син является особым инструментом в руках человека, стремящегося к познанию мира и себя. Проще говоря, она объединяет прежде разрозненное, разноритмичное в человеке и позволяет ему соединиться со Вселенной через пять движений кистью руки, которые в начале могут быть очень непривычными для европейского человека.

Китайская живопись У-СинЖизнь, состояния и направления своей жизненной силы человеком можно разделить на пять составляющих, которые выражаются по своим характеристикам пятью движениями У-Син. Потому здесь важно понять, что же стоит за понятиями Дерево, Огонь, Вода, Земля и Металл и какими свойствами их наделили великие китайские мыслители.

Прежде всего, давайте определимся, что эти понятия не имеют своих материальных проявлений в привычном для нас виде. Это образы и не более того. Древние китайцы наблюдали за миром и увидели определенные повторяющиеся друг за другом алгоритмы. И чтобы было понятно, они дали им названия тех объектов, которые сходны с ними по свойствам.

Так Дерево – характеризует движение ци, которое можно обозначить категориями: рост, развитие, прямота, выносливость, плодовитость, начало завоеваний. Дерево относится к времени года – весне. Соотносится с частью света – востоком. И потому занимает обычно первое место в круговороте движений ци.

При переносе взгляда на жизненную активность человека можно сказать, что максимально человек проявляет в себе черты Дерева в юности. А также, когда с энтузиазмом берется за дело. Его сила подобна силе дерева, способна пробить и жесткий асфальт, а также накормить, обогреть и позаботиться. В человеческих отношениях состояние Дерево проявляется в их начале. Именно эти мгновения, дни, месяцы дают плоды для будущего этих людей и их отношений. В этот период происходит процесс ухаживания, цветочный период в отношениях мужчины и женщины.

За Деревом по кругу У-Син следует Огонь. Он характеризует бурное цветение, активное развитие во всех направлениях, зрелость, силу, тепло, жар, пик завоеваний. Огонь способен двигаться во всех направлениях, также бесконечно делиться при наличии топлива. Огонь относится к времени года – лету. Соотносится с частью света – югом.

Переходя к человеку, соответственно, это возраст зрелости, расцвета физических сил, ума и проницательности. Жизненный огонь человека в этот период достигает своего апогея. Человек способен как созидать, создавая кардинально новое из старого, так и разрушать до основания. Здесь важно научиться чувствовать меру.

Следующее состояние ци – Металл. Металл, как материал, характеризуется стабильностью, остростью, умением трансформироваться из твердого состояния в жидкое и обратно, но каждый раз металл несколько меняет свои свойства. Также он склонен к внутреннему напряжению, которое повышает его хрупкость. С другой стороны, металл может быть очень гибким. Время года – осень, период сбора урожая с применением металлических инструментов.

Китайская живопись У-Син

Так и человек, в свой жизненный цикл, который идет вслед за зрелостью, с одной стороны, уже не стремиться к завоеванию, точен и гибок в своем мышлении и берется за оружие осознанно. С другой стороны, при недостатке гармонии внутреннее напряжение начинает его разрушать. Это период оттачивания жизненного опыта и конструктивной его передачи потомкам.

Четвертое состояние ци это Вода. Она характерна своей всепроникающей способностью, стремлению опуститься на самый низ. Кроме того Вода является наилучшим растворителем и способна сохранять в себе информацию. Также Вода способна трансформироваться в твердое состояние и в парообразное.

Вода — как состояние символизирует мудрость, глубину познания, умение принимать и отдавать, трансформировать и трансформироваться, питать, насыщать, оберегать и, одновременно, очищать (временами и через уничтожение). Так осенние дожди помогают опавшей листве стать перегноем, а снег зимой является лучшей защитой для зеленых побегов. Время года — зима, период перехода от старого к новому, через трансформацию природы и начало нового цикла. Вода — воплощение всех возможностей инь — темной, непознаваемой и бесконечной, вечно порождающей и поглощающей. Если ян — это ось, цель, то инь — пространство, путь к цели.

Пятое состояние энергии ци — Земля — символизирует человека. Не случайно в древних текстах человека создают из глины, и «мы есть то, что мы едим». В теле человека нет ничего, чего не было бы на нашей планете. Каждый атом нашего тела принадлежит на самом деле не нам, он является воплощением определенного состояния ци, и мы взаймы взяли материю для развития духа. И чем больше мы загрязняем наш дом — тем больше болеем. И не важно, наш дом это квартира, город, океан, планета или человеческое тело, сознание, подсознание или душа. Все едино, все связано и перетекает без ограничений одно в другое, являясь единой системой.

Так человек, следуя за движениями кисти, может погрузиться в каждое состояние и через написание изобразительного повествования познать свои зажимы и ограничения, и прописывая картину, освободиться от них. Так у многих женщин трудно идет мазок Воды, а огонь же, напротив, идет с легкостью. В современном мире от женщин требуется больше проявлять янскую энергию огня, нежели быть воплощением инь — Водой. Именно потому «женскую логику не понять», женщин издревле именно потому сравнивали с рекой (реченькой), именно потому женщины выносливее по своей природе мужчин — могут терпеть и выживать, подобно реке меняя русло, уходя под землю, но все равно течь и течь, оберегая любимых.

Очень важный аспект интуитивной живописи, и самого по времени быстрого написания картины благодаря легкости техники китайской живописи У-Син, это непривязанность к результату. Суть правополушарной интуитивной живописи по авторской методике Татьяны Николаевны Шам в развитии умения находиться «здесь и сейчас», творить и наслаждаться процессом, забыв о результате. Именно при таком отношении к творчеству, результат всегда просто неизбежно превосходит даже самые смелые предположения. Потому что, наслаждаясь каждое мгновение своим творчеством, погрузившись в этот процесс, ты выкладываешься по максимуму, не ставя себе ограничений из прошлого опыта, часто насыщенного разочарованием и сожалениями.
Всю жизнь с самого юного возраста людей учат работать на результат. В итоге процесс обучения перестает приносить удовольствие, и дети учатся и выполняют обычную повседневную работу ухода о своем жилище и теле «из-под палки».
Из детей, нелюбящих познавать новое, вырастают несчастливые взрослые, которые уже не могут ценить окружающий мир, людей и взаимоотношения. В их системе мировосприятия отсутствуют инструменты для получения истинного удовольствия и удовлетворения жизнью, они способны лишь на мимолетное удовольствие.
Именно потому детей необходимо приучать к живописи и искусствам. Только, к сожалению, классическая школа живописи больше ограничивает, нежели развивает личность ребенка, редкий преподаватель действительно ценит индивидуальность своих подопечных.

В Международной Школе Творчества Татьяны Шам «Сотвори Себя» основа основ — это помочь раскрыться каждому ученику, не важно какого возраста, научиться доверять себе, верить в себя, через краски и формы гармонизировать свой внутренний мир и развивать свою уникальность. Мы используем У-Син как прекрасный инструмент для разрядки, освобождения от ограничений, свободы самовыражения и осознания, что творить на самом деле легко и весело.

Записаться-на-занятия-в-сотвори-себя

комментария 2

  1. Deadpool:

    Я пришел к Татьяне Шам после долгих поисков своего Учителя. И обрел себя на курсе Китайской живописи.
    У-Син позволяет проработать свои психологические качества через движение. На первом этапе обучения художник создает мазки только с помощью движений рукой. Второй этап уже связан с включением в процесс рисования корпуса, на третьем этапе создание картины превращается в полноценный танец. На последнем этапе для человека, практикующего живопись у-син, важно чувствовать тонкие аспекты движения. Я проходил третий этап у Татьяны Шам на Горном Алтае. Процесс увеличения чувствительности связан с преодолением скованности и ограниченности в движениях. Известным фактом является то, что психологические проблемы человека неразрывно связаны с физическими зажимами. Поэтому можно сказать, что картина у-син является своеобразной разновидностью телесно ориентированной психотерапии. Она отлично чистит и открывает самые потаенные уголки души жаждущего открытий. Горный Алтай как источник силы в десятки раз усиливает процесс. Индивидуально обучение у Татьяны Шам в тишине гор открыло мне мои воплощения и нового обновленного себя: я стал Я.

  2. Mario:

    Позволяет художнику проработать свои психологические качества через движение . На первом этапе обучения художник создает мазки только с помощью движений рукой . Второй этап связан с включением в процесс рисования корпуса , на третьем этапе создание картины превращается в полноценный танец. На последнем этапе для человека, практикующего живопись у-син, важно чувствовать тонкие аспекты движения. Процесс увеличения чувствительности связан с преодолением скованности и ограниченности в движениях. Известным фактом является то, что психологические проблемы человека неразрывно связаны с физическими зажимами. Поэтому можно сказать, что картина у-син является своеобразной разновидностью телесно ориентированной психотерапии .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

%d такие блоггеры, как: